Уединение нужно искать в больших городах
Сайт “Япония-Петербург” дарит возможность своим читателям виртуально посетить выставку “Современное прикладное искусство Японии”, проходившую с 20 февраля по 2 марта в Санкт-Петербурге.
ПодробнееВыставка современного японского прикладного искусства познакомит вас с произведениями, cозданными в 1990-е годы. Авторы, за исключением двух художников, люди послевоенного поколения, их творчество развивалось в то время, когда широкие международные связи, открытость страны всему миру вызывали стремление выразить новое понимание красоты, созвучное не только идеалам национальной художественной традиции, но и принципам отдельных течений западной культуры. Художники стремились как можно лучше связать свое понимание красоты с реалиями сегодняшнего дня. На выставке были представлены предметы из керамики и фарфора, стекла, металла и лака, характеризующие различные направления в современном японском искусстве; это произведения авторов, чье творчество базируется главным образом на национальной традиции, и художников, в работах которых доминируют принципы, заимствованные из культуры стран Западной Европы и Америки.
Поиски в направлении изобретения новых техник и способов орнаментации изделий представляет, например, творчество керамиста Минори Ёсида, получившего почетное звание Живое национальное сокровище, который много экспериментировал с использованием золота в декоре. На выставке экспонируется одна из лучших его работ – блюдо с изображением выполненной золотом ветки с листьями.
Интересные решения на основе национальной традиции предлагают Саеко Эри в работе “Весенний ветер”, где ощущение свежего ветра, наполняющего движением все вокруг, передано с помощью золотой нарезки (кириканэ) и красочной гаммы; а также Огё Итиситма в лаковой шкатулке “Молния” с эффектным использованием традиционных техник напыления и инкрустации в композиции, где центральное место занимает зигзагообразная полоса – молния, переходящая на разные грани, и мечущиеся над ней птицы.
Иное преломление этой традиции в творчестве Юрико Мацудо отражено в наборе “Чайник и две чашки с блюдцами”. Мастер исходит, с одной стороны, из народного творчества – форма чайника, а также яркость, красочность росписи перекликается с деревянными и керамическими народными изделиями, с другой – чашки и блюдца напоминают предметы западных мастеров.
Большое внимание керамисты уделяют формам изделий. Нередко новые формы сочетаются с традиционными мотивами. Такова, например, роспись невысокого фарфорового сосуда с закругленными углами и узким отверстием, прорезающим верхнюю поверхность и украшенным крупным изображением цветка пиона. В ряде произведений мастера прямо указывают на стиль, который послужил источником вдохновения. Так, для Рёдзи Коиэ это был стиль Орибэ, названный по имени известного мастера чайных церемоний XVI в. Фуруты Орибэ (он использовал предметы самых разнообразных форм, нередко сознательно деформируя их, чем создавался особый художественный эффект; славились также блестящие голубовато-зеленые глазурованные изделия в стиле Орибэ, и особенно – свободно импровизационные рисунки, нанесенные красной глазурью). Отзвуки этого стиля, творчески преломленные автором, очевидны в форме и декоре сосуда с крышкой, представленного на выставке. Другие мастера обращаются к стилю Бидзэн с его характерной красно-коричневой глиной, но вносят изобразительные мотивы, в целом несвойственные керамике Бидзэн, как, например, в декоре чаши (автор Юити Ямамото). Керамистов привлекает также изысканность рисунка и форм фарфора позднего Кутани (провинция Kaгa) – вазочка с изображением птиц Будзан Фукусимы.
К традициям предшествующих эпох обращаются не только керамисты: лаковый поднос в форме цветка Арихико Нацумэ выполнен в стиле Нэгоро – так назывались изделия мастеров монастырского комплекса XII-XIII вв., покрытые красным лаком, под который нередко наносили слой черного лака. Изысканности старинных лаковых изделий вторит лаковая коробочка для поэтических карточек Каору Утино. Поэтические карты использовали для игры “Сто стихотворений ста поэтов”: 200 карт, на одних – портрет поэта и начальная строка его стихотворения, на других – остальная часть стиха. Карты раскладываются лицевой стороной вниз, и ведущий, у которого такой же комплект, зачитывает часть стихотворения. Играющие открывают разложенные карты, стараясь найти парные, выигрывает тот, кто набирает большее количество карт. Классические мотивы декора лаковых изделий напоминает шкатулка с узором из листьев Ясуко Окамура, хотя и цветовое решение, и трактовка самих листьев иные.
Художники другого направления стремятся выразить свое представление о красоте, используя новые приемы работы с материалом: как, например, Ятаро Амэмия в каменной вазе “Конец времени”, поражающей монументальностью и мощью, несмотря на сравнительно небольшие размеры, или Масаюки Хасимото в оригинальной композиции “Солнечный свет сквозь листву”. Некоторые мастера идут по пути сознательного упрощения формы (“Выдолбленный кувшин” Ре Миками) или, напротив, придания ей необычных очертаний, которые порой затрудняют определение функционального назначения предмета (кувшин Кадзусико Сато).
Интересны работы, выполненные в стекле – материале нетрадиционном для Японии, появившемся на острове Кюсю в XVII в. под влиянием европейцев, таковы “Стеклянная граница” Ёсинори Масуда и “Ростки” Дзюн Фудзита.
Невозможно перечислить все интересные, нестандартные работы, представленные на выставке, несомненно одно – творческие поиски японских художников, по какому бы направлению они не шли, дарят зрителю ощущение радости соприкосновения с миром красоты в ее многообразных аспектах.
Посмотреть выставку “Современное прикладное искусство Японии”.
(полное или частичное размещение фотографий на сайтах, блогах и др. интернет источниках возможна при наличии активной ссылки на первоисточник)
Н.М.
![](http://static.diary.ru/userdir/4/4/2/0/442041/30446162.gif)
Поиски в направлении изобретения новых техник и способов орнаментации изделий представляет, например, творчество керамиста Минори Ёсида, получившего почетное звание Живое национальное сокровище, который много экспериментировал с использованием золота в декоре. На выставке экспонируется одна из лучших его работ – блюдо с изображением выполненной золотом ветки с листьями.
Интересные решения на основе национальной традиции предлагают Саеко Эри в работе “Весенний ветер”, где ощущение свежего ветра, наполняющего движением все вокруг, передано с помощью золотой нарезки (кириканэ) и красочной гаммы; а также Огё Итиситма в лаковой шкатулке “Молния” с эффектным использованием традиционных техник напыления и инкрустации в композиции, где центральное место занимает зигзагообразная полоса – молния, переходящая на разные грани, и мечущиеся над ней птицы.
Иное преломление этой традиции в творчестве Юрико Мацудо отражено в наборе “Чайник и две чашки с блюдцами”. Мастер исходит, с одной стороны, из народного творчества – форма чайника, а также яркость, красочность росписи перекликается с деревянными и керамическими народными изделиями, с другой – чашки и блюдца напоминают предметы западных мастеров.
Большое внимание керамисты уделяют формам изделий. Нередко новые формы сочетаются с традиционными мотивами. Такова, например, роспись невысокого фарфорового сосуда с закругленными углами и узким отверстием, прорезающим верхнюю поверхность и украшенным крупным изображением цветка пиона. В ряде произведений мастера прямо указывают на стиль, который послужил источником вдохновения. Так, для Рёдзи Коиэ это был стиль Орибэ, названный по имени известного мастера чайных церемоний XVI в. Фуруты Орибэ (он использовал предметы самых разнообразных форм, нередко сознательно деформируя их, чем создавался особый художественный эффект; славились также блестящие голубовато-зеленые глазурованные изделия в стиле Орибэ, и особенно – свободно импровизационные рисунки, нанесенные красной глазурью). Отзвуки этого стиля, творчески преломленные автором, очевидны в форме и декоре сосуда с крышкой, представленного на выставке. Другие мастера обращаются к стилю Бидзэн с его характерной красно-коричневой глиной, но вносят изобразительные мотивы, в целом несвойственные керамике Бидзэн, как, например, в декоре чаши (автор Юити Ямамото). Керамистов привлекает также изысканность рисунка и форм фарфора позднего Кутани (провинция Kaгa) – вазочка с изображением птиц Будзан Фукусимы.
К традициям предшествующих эпох обращаются не только керамисты: лаковый поднос в форме цветка Арихико Нацумэ выполнен в стиле Нэгоро – так назывались изделия мастеров монастырского комплекса XII-XIII вв., покрытые красным лаком, под который нередко наносили слой черного лака. Изысканности старинных лаковых изделий вторит лаковая коробочка для поэтических карточек Каору Утино. Поэтические карты использовали для игры “Сто стихотворений ста поэтов”: 200 карт, на одних – портрет поэта и начальная строка его стихотворения, на других – остальная часть стиха. Карты раскладываются лицевой стороной вниз, и ведущий, у которого такой же комплект, зачитывает часть стихотворения. Играющие открывают разложенные карты, стараясь найти парные, выигрывает тот, кто набирает большее количество карт. Классические мотивы декора лаковых изделий напоминает шкатулка с узором из листьев Ясуко Окамура, хотя и цветовое решение, и трактовка самих листьев иные.
Художники другого направления стремятся выразить свое представление о красоте, используя новые приемы работы с материалом: как, например, Ятаро Амэмия в каменной вазе “Конец времени”, поражающей монументальностью и мощью, несмотря на сравнительно небольшие размеры, или Масаюки Хасимото в оригинальной композиции “Солнечный свет сквозь листву”. Некоторые мастера идут по пути сознательного упрощения формы (“Выдолбленный кувшин” Ре Миками) или, напротив, придания ей необычных очертаний, которые порой затрудняют определение функционального назначения предмета (кувшин Кадзусико Сато).
Интересны работы, выполненные в стекле – материале нетрадиционном для Японии, появившемся на острове Кюсю в XVII в. под влиянием европейцев, таковы “Стеклянная граница” Ёсинори Масуда и “Ростки” Дзюн Фудзита.
Невозможно перечислить все интересные, нестандартные работы, представленные на выставке, несомненно одно – творческие поиски японских художников, по какому бы направлению они не шли, дарят зрителю ощущение радости соприкосновения с миром красоты в ее многообразных аспектах.
Посмотреть выставку “Современное прикладное искусство Японии”.
(полное или частичное размещение фотографий на сайтах, блогах и др. интернет источниках возможна при наличии активной ссылки на первоисточник)
Н.М.